«Красноярский хлеб» — одно из тех предприятий краевой столицы, которыми когда-то гордился каждый житель края, наряду с «Пикрой» и мясокомбинатом «Зубр» — последние два давно закрылись. Хлебозавод, впрочем, тоже сейчас доживает свои последние дни: банкротом его признали в 2018‑м году, а в конце апреля 2022-го с молотка ушли два его производственных здания вместе со всем оборудованием. Пока новые собственники разбираются с купленными корпусами, Newslab вспомнил историю завода: от его запуска в первой половине прошлого века до сегодняшнего, весьма печального, состояния.
Откуда взялись хлебозаводы?
История предприятия начиналась еще в 1935‑м году, когда на Заводской, 18 открылся Головной хлебозавод — он один поначалу и обеспечивал хлебом весь Красноярск. В годы Великой Отечественной в Сибирь эвакуировали оборонные заводы, в регионе открывались десятки госпиталей — поэтому и потребность в пропитании резко выросла. Завод увеличил выпуск хлеба до максимума — настолько, насколько позволяли работавшие на дровах печи; для местных жителей продукция завода стала одним из главных источников пропитания.
Надо сказать, что хлеб военных лет сильно отличался от того, что лежит сегодня на прилавках магазинов: он содержал отруби, траву и даже опилки. Но люди были готовы есть даже такой, и на всех его не хватало — поэтому отпускался он по талонам.
В 1948 году на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий» заработал новый хлебозавод № 1, поскольку один только Головной завод уже не мог обеспечить потребности горожан: Красноярск стремительно застраивался, люди переезжали в новые квартиры из землянок и бараков, на правом берегу работали более десятка заводов.
Население Красноярска продолжало расти, открывались всё новые предприятия. Чтобы закрыть возросшую потребность в хлебе, в 1958‑м году на Свердловской открыли уже третий хлебозавод. А спустя 11 лет, в 1969‑м, на Калинина, 51 открыли хлебобулочный цех для производства пряников, булочек, печенья и других сладких изделий.
В какой-то момент маленькие городские кондитерские уже оказались не способны обеспечить возросший спрос на торты, пирожные и другие сладости. Поэтому в 1976‑м году цех на Калинина расширили до завода по выпуску кондитерских изделий.
Четыре хлебозавода работали порознь до 1987 года. Экономическая политика СССР в 80‑е годы была направлена на объединение и укрупнение, поэтому в 1987‑м произошло слияние четырех заводов в единое предприятие.
Успехи, награды, своя лаборатория
В 1993 году предприятие приватизировали — появилось ОАО «Красноярский хлеб». А также собственная торговая сеть, которая началась с магазинов при заводах и пекарнях, а впоследствии разрослась до 50 торговых точек по всему региону: в Красноярске, Ачинске, Уяре, Бородино, Назарово. Кроме того, были магазины и в соседней республике Хакасия. С 2004 года торговая сеть стала отдельным юрлицом — ООО «Торговый дом «Красноярский хлеб».
Фирменные магазины можно были отличить благодаря маскоту «Красноярского хлеба» — Пекарёнку. Идея этого персонажа принадлежит Евгению Бондареву, который в советское время с 1978 года руководил Красноярским хлебокомбинатом, а в 1993 году стал гендиректором созданного на базе комбината ОАО «Красноярский хлеб». Оценив новую рыночную экономику, в которой теперь жила вся страна, Бондарев понял, что предприятию нужен узнаваемый бренд, благодаря которому люди будут выбирать именно его продукцию.
Надо сказать, что, в отличии от многих советских предприятий, «Красноярский хлеб» в новой реальности чувствовал себя очень даже неплохо. На заводах шла модернизация оборудования, строились новые цеха и мини-пекарни. Предприятие обеспечивало потребности населения края на 37 % в хлебобулочных и на 23 % в кондитерских изделиях — ежегодно в торговые сети Красноярского края и других регионов поступало порядка 27 тысяч тонн хлебных и кондитерских изделий (у завода их было 425 разных наименований) .
Впрочем, при необходимости «Красноярский хлеб» мог производить гораздо больше. К примеру, одна лишь технологическая линия по производству сушек и баранок при полной загрузке способна была выпускать 4 200 тонн продукции в сутки.
Постепенно предприятие стало выпускать аж целых 683 разных наименования продукции, на 50 % обеспечивая потребности населения края в хлебе, и на 27 % — в кондитерских изделиях.
Отдельно можно отметить собственную Центральную лабораторию качества — «Красноярский хлеб» был единственным предприятием в регионе, у которого такая лаборатория была. Химики-технологи каждый день исследовали сырье, ингредиенты и готовые изделия. На немецком оборудовании проверяли уровень кислотности, влажность, режим выпечки, органолептические свойства каждой партии продукции. Вместе с тем, в собственном медицинском центре компании каждого работника перед выходом на смену проверял врач.
Именно «Красноярский хлеб» первым в регионе получил высшую государственную награду Российской Федерации в сфере производства продовольствия «За изобилие и процветание России» — ее вручили председателю совета директоров Евгению Бондареву в номинации «Внедрение новейших технологий в производство». И это не говоря уже о других отраслевых наградах, коих у предприятия за годы работы набралось несколько десятков, если не сотен.
География поставок красноярских хлебозаводов с годами расширялась по всей территории РФ. Сделанные в Красноярске хлебобулочные изделия стали поставлять в Новосибирскую, Томскую, Иркутскую области, Бурятию, Алтайский и Дальневосточные края.
Всему виной жадность?
Увы, ничто не длится вечно. Казалось бы, «Красноярский хлеб» довольно удачно адаптировался к рыночной экономике уже в 90‑е… но рынок меняется постоянно. В Красноярском крае и других регионах России постепенно выросли местные сети супермаркетов, в которых закупались продуктами большинство горожан. Со временем эти ритейлеры стали открывать собственные пекарни, успешно конкурируя с «Красноярским хлебом». Это стало одной из причин финансовых проблем компании. Не помогли и попытки руководства найти новую нишу — например, в 2017 году планировалось, что «Красноярский хлеб» будет выпускать булочки для сети McDonald’s.
Руководивший «Красноярским хлебом» до 2016 года депутат Горсовета Виталий Тычинин называл и другие причины: общая экономическая ситуация в стране, подорожание экспортной составляющей сырья и удержание государством цен на хлеб.
Надо думать, не помогли делу и долги по налогам в 31 млн рублей, которые Тычинин не перечислил в бюджет НДФЛ с сентября 2013 по май 2015 годов, а просто оставил себе. Закончилось всё уголовным делом, по которому уже бывшего депутата отправили в колонию на три года, взыскав с него 27 млн рублей. Оспорить решение суда он не смог.
После Тычинина предприятие возглавила Любовь Бондарева — на которую позже завели уголовное дело за невыплату работникам 22 млн рублей заработной платы. Как рассказали в Следственном комитете, закончилось всё штрафом.
Уголовное дело о невыплате заработной платы сотрудникам «Красноярского хлеба» стало одним из самых громких в Красноярском крае. На него обратил внимание даже председатель СК РФ Александр Бастрыкин. Приехав в Красноярск, он раскритиковал подчиненных и отстранил от работы первого зама главы краевого Следкома Александра Расстрыгина — по причине «недостаточного контроля за ходом расследования».
Пока руководителей судили, дела предприятия шли все хуже. Когда ФНС подавала иск на банкротство, «Красноярский хлеб» задолжал по одним только налогам 128,1 млн рублей. Общий же долг перед всеми кредиторами составлял 188 млн. Как это нередко бывает с долгами, одна проблема предприятия создавала другую: например, пока выплачивались налоговые долги по судебному исполнению, возникли долги по зарплате работникам.
Как итог, 17 мая 2018 года ПАО «Красноярский хлеб» признали банкротом и ввели конкурсное производство. Его цеха продолжили работать, но с большими проблемами.
Жизнь после «смерти»
Из-за финансовых проблем «Красноярский хлеб» порой не выплачивал зарплату работникам по несколько месяцев — не говоря уже о невозможности обновить оборудование. Это привело к снижению качества продукции и вопиющим нарушениям санитарных требований, которые раз за разом фиксировали красноярские журналисты.
Например, в декабре 2019 года съемочная группа телеканала ТВК посетила один из цехов и увидела работников, которые ходят в верхней одежде, и летавших по помещениям голубей. В урнах обнаружились пустые бутылки из-под пива, а на подоконниках и стенах — слой грязи. Готовый хлеб складировали в лотки прямо на пол.
В январе 2022 годе журналисты вновь пришли на хлебозавод — и обнаружили не меньше проблем. Хлеб без упаковки хранился в старых грязных контейнерах, в помещениях были пыли и грязь, а также тараканы. К тому же, съемки программы проходили 13 января — а готовый хлеб был промаркирован 14 числом. В довершении всего начальница цеха устроила конфликт с журналисткой Екатериной Кашутчик. СК РФ за это возбудил уголовное дело.
«При попытке входа журналиста в производственный цех подозреваемая, понимая, что журналист и оператор являются представителями средства массовой информации и осуществляют подготовку материала для его последующей трансляции в телеэфире, с целью недопущения фиксации нарушений в области санитарно-эпидемиологической обстановки в организации, допущенных сотрудниками ООО „Глютен“, ограничила вход журналиста в помещение цеха, применив в отношении нее физическую силу», — рассказали в Следственном комитете.
Сейчас предприятия продолжают как-то работать — но часть уже сменила владельцев. В апреле 2022 года стало известно о продаже за 235,36 млн рублей двух зданий «Красноярского хлеба»: корпуса на Калинина (который производит в основном кондитерские изделия) и главного корпуса на Красноярском рабочем, 30. Продали оба здания вместе с оборудованием предпринимателям Александру и Елене Хамидуллиным
Новые собственники не озвучивали пока никаких планов на приобретенные мощности — но работать заводы наверняка не перестанут — скорее всего, под другим именем. Так что есть надежда на то, что в краевой столице сохранится одно из последних местных предприятий, которое знают все красноярцы.
Андрей Медведев, специально для Newslab,
фото Алины Ковригиной