23 марта впервые в рамках деловой программы выставки Modern Bakery Moscow 2021 прошел Международный бизнес-форум «Конфекс. Кондитерская экспертиза».

Он собрал владельцев и руководителей российских и международных компаний, специализирующихся на производстве кондитерских изделий. Спикеры форума широко обсудили проблематику и перспективы развития кондитерского рынка в условиях глобального кризиса, мировые тренды кондитерской промышленности, вопросы государственного регулирования и поддержки, а также новые возможности для расширения экспорта кондитерских изделий.

- Реклама -

Резкого спада производства нет

Большинство выступающих отметили, что Россия достаточно удачно вышла из пандемии, поскольку в большинстве регионов розничные магазины практически не закрывались и доступ в них не был резко ограничен, как, например, во многих европейских странах, где продажи кондитерки в периоды локдаунов падали очень сильно – показатели в процентах зачастую были двухзначные. И хотя в России последние годы происходила некоторая стагнация потребления кондитерских изделий, но незначительно. Как сообщил Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), объем российского производства кондитерских изделий за 2020 г. сократился всего на 2%, что, по сравнению с ситуацией в других отраслях, не так существенно. При этом в общем объеме доля мучной кондитерской категории составила 52%, шоколадной — 28%, сахаристой — 20%, а в денежном выражении, соответственно, – 42%, 36% и 22%.

Тренды

Из последних рыночных трендов участники кондитерского рынка особенно выделяли стремление потребителей покупать безопасные и здоровые продукты. Так, по словам президента группы компаний «Победа» Виталия Муравьева (модератор напомнил, что в 2020 г. компания «Победа» отметила 20-летие и сегодня это уже не одна, а группа кондитерских фабрик), одним из важных российских трендов последних лет является рост продаж горького шоколада. Вторым трендом он назвал увеличение потребления и расширение ассортимента кондитерской продукции без сахара (или сниженным количеством сахара), причем это продолжалось даже в пандемию. «Т.е. на фоне пандемии интерес к здоровому питанию вырос, поскольку люди острее понимают, что здоровье – это максимальная ценность, которая у них есть», — пояснил он. Третий тренд – это развитие линеек продуктов с дополнительными полезными свойствами. «Иначе говоря, не просто без сахара, а с чем-нибудь еще – функциональными добавками и т.п. Также к более здоровым можно отнести и веганские продукты – и это тоже набирающий силу тренд. Пока в России только 5% покупателей относят себя (частично или полностью) к веганам. Но в западных странах этот процент выше и растет. На него стоит обратить внимание», — порекомендовал Виталий Муравьев.

Онлайн-продажи

Как известно, онлайн-продажи производителей в 2020 г. резко выросли – на 100 – 200-300%. «Мы одни из первых сделали интернет-магазин, который торговал шоколадом. И сегодня у нас, например, продажи в московском регионе через собственный интернет-магазин сравнялись и даже опережают продажи через традиционную розницу в московском регионе, через торговых представителей, рассказал Виталий Муравьев. – И если традиционная розница «смотрит вниз», то онлайн-продажи «смотрят вверх». Причем продажи через интернет-магазин не конкурируют с продажами через маркетплейсы. Можно параллельно работать со своим интернет-магазином и с маркетплейсами: одно дополняет другое. И все это хорошо работает на развитие бренда».

Кондитерские изделия и ЗОЖ

В выступлениях спикеров постоянно звучала тема ЗОЖ, и, как известно, эта тема в потребительской среде нередко противопоставляется теме кондитерских изделий, которые, якобы, излишне сладкие, калорийные и т.п. Марина Татарская, директор по институциональным вопросам и корпоративным коммуникациях Ferrero в России и странах СНГ, подчеркнула в своем выступлении, что производителям кондитерских изделий, другим участникам профессионального сообщества и экспертам рынка следует четко понимать свою роль, ответственность и перспективы кондитерской отрасли в контексте ЗОЖ – а именно, что их не следует противопоставлять и это не взаимоисключающие понятия. «Кондитерские изделия обязательно встраиваются в рацион любого здорового человека. И у каждой компании-производителя есть своя политика по питанию, которая воспроизводит те основные рекомендации, которые дают и диетологи, и нутрициологи, и другие эксперты в вопросах питания», — добавила она. Характерно, что сегодня большинство кондитерских компаний ведут серьезную работу по информированию своих потребителей, в т.ч. через упаковку, о составе продуктов. Следует учитывать и то тфакт, что сегодня кондитерские изделия составляют долю 5% в рационе.

С Мариной Татарской согласился и Вячеслав Лашманкин. По его словам, кондитерские изделия и ЗОЖ не являются антагонистами. «Я всегда цитирую самого видного представителя науки диетологии в Российской Федерации, академика Виктора Тутельяна, который говорит, что ЗОЖ – это не набор тех или иных продуктов, а правильный рацион питания. Как известно, такой рацион описывается чаще всего так называемой пирамидой здорового питания, которая, хотя и отличается от страны к стране, но всегда содержит кондитерские изделия. Т.е. это обязательная часть ежедневного рациона нормального человека», — уточнил он.

Чего же следует ожидать от текущего года? Станет ли он прорывным с точки зрения восстановления спроса на кондитерскую продукцию в России и в мире? И как сегодня производителям правильно встраиваться в те тренды, которые отметили в ходе обсуждений и дискуссий специалисты кондитерской отрасли? Отвечая на эти вопросы, Вячеслав Лашманкин отметил, что вряд ли 2021 г. будет значительно проще предыдущего. «Да, он будет проще в части физических ограничений и свободы перемещения. Но сложно ожидать быстрого восстановления экономики, потребительского спроса. Процессы будут идти достаточно сложно. Нас ждет очень непростое, но интересное время. Хочу пожелать всем коллегам удачи в 2021 г.», — заключил он.

Также в рамках Международного бизнес-форума «Конфекс. Кондитерская экспертиза» прошли дискуссии, посвященные вопросам экспорта кондитерских изделий из России, анализу потребительского поведения, лучшим практикам ведущих компаний-производителей на российском рынке и др.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here