Сидим по домам, проклятая зараза не утихает, пугает людей. Но, как говорится, кушать хочется каждый день. А продукт номер один — это не колбаса и даже не имбирь с лимонами. Хлеб, хлебушек! Если есть в доме его краюха, то голод не страшен. А уж если это свежая, только что из печки, буханка с поджаристой корочкой, то жизнь, пусть и взаперти, не так грустна.
Бабушкины секреты
Татьяну Тарасову в Оленегорске знают многие. Когда она сделала основой своего маленького бизнеса производство хлебобулочной продукции, то проблем хватало. Дело прошлое, но помимо обычных трудностей, с которыми сталкивается каждый российский предприниматель, были и палки в колеса разного происхождения. Татьяну не очень-то жаловали за строптивый характер, да и ее целеустремленность не всем по нраву. Как у нас водится: глянешься начальнику — бумаги оформят без осечки. Ну а если нет, пеняй на себя.
Но Татьяна просто шла своей дорогой. Она ведь отчаянная оптимистка, веселая и улыбчивая уроженка Вологодчины, которую хлеб учила печь бабушка в деревне: чтоб вода из ключа была, печка протоплена как надо, настрой добрый. Потом постигала многие умения, но бабушкины секреты и, главное, привитая любовь к выпечке хлеба остались навсегда.
Знаю Татьяну Тарасову давно, всегда, как пообщаешься с ней, на душе становится светлее. К таким людям тянет. Вот и подумала: как там Танюша борет ситуацию? Не рухнул ли ее бизнес, выстроенный с такой любовью и большим трудом?
Кто пирожки ест, не бывает злым
Маленькая пекарня, при ней магазинчик. «Чебуреки, пончики, хлебушек, ватрушки! Приходите покупать плюшки от Танюшки!» — это из частушки, которая звучала некоторое время назад на презентации предприятия. Частушечные куплеты с тех пор стали гимном ИП «Тарасова», которое так и назвали «Плюшки от Танюшки».
У трудолюбивой хозяйки и коллектив подобрался под стать: 50 рабочих мест — это полсотни оленегорских семей, которые получают здесь зарплату.
- Печем хлеб, кормим земляков, — говорит Татьяна. — С самого утра горожане могут приобрести свежие горячие буханки и караваи, потом приступает к работе вторая смена, опять выносим только что испеченные хлебушек, ватрушки, пирожки. Мы же малыши, а потому объемы у нас небольшие — около тонны хлебобулочных изделий. Развиваем логистику, поставляем нашу продукцию понемногу и в Мончегорск, и в Ковдор, в поселки Высокий, Протоки, на 27‑й Километр. В последнее время осваиваем поставки в Мурманск и Североморск.
Секрет успеха Татьяниного бизнеса отчасти и в том, что здесь не сидят сиднем, все время «шевелятся»: вот открылась мясная лавочка, где, кстати, реализуют, помогая ловозерцам, продукцию СХПК «Тундра» — молочку и оленью колбаску. Тарасова называет это взаимовыручкой.
- Таня, а как ваши хлебные ларечки? Их не закрыли сейчас? — спрашиваю.
- Да что ты! Как раз наоборот. Роспотребнадзор запретил их закрывать: два уличных ларька в разных местах — человек подошел, купил хлеб и отправился дальше, не надо в помещение заходить с риском заразиться коронавирусом.
Ценники здесь, что называется, вполне народные: буханочка черного в 250 граммов — 19 рублей.
Жить, не опуская рук
- Конечно, хлеб сейчас берут чаще, нежели кондитерские изделия, это понятно, — отметила предприниматель.
- Тань, к вам ведь люди ходят не только за хлебом, но и за надеждой, — осеняет меня догадка.
- Ну, понимаешь, мы стараемся помогать и ветеранам, и детским садам, и пенсионерам. Как иначе-то? Чем можем, — говорит она.
…Здесь есть полка вчерашней выпечки, много дешевле. Покупатели могут приобрести батон или каравай и положить его на стеллаж для нуждающихся. Два чайных столика в сторонке со смешными агитками в пользу хорошего аппетита. Все как-то уютно, дружелюбно, в атмосфере доброты. А ведь этих, казалось бы, простых вещей так не хватает, особенно сейчас.
Кстати, на входе в магазин — емкость для обработки рук. Все пекари, продавцы — в масках и перчатках.
- Не опасаетесь проблем с приобретением муки и всего прочего для выпечки хлеба? — спрашиваю.
- Я же товаровед по образованию, плюс опыт, плюс «чуйка» предпринимательская. Я запасливая, — смеется хозяйка.
Подготовилась пекарня и к приходу православной Пасхи.
- Мы стараемся помогать приходу храма Преподобного Димитрия Прилуцкого, дружим. Наши куличи и пасхи к празднику продавались уже освященными.
Татьяна — берегиня не только своего малого бизнеса, она центр своей семьи. Сейчас все родные в сборе. Учитывая ситуацию с коронавирусом, привезла из вологодской деревни дедушку-инвалида. Мол, некому там за ним будет ухаживать. Из Москвы приехала старшая дочка — Вера Тарасова, актриса театра Романа Виктюка. А младшенькая Тасечка, которой три с половиной года, бесконечно рада, что все собрались вместе. Говорит: «Мама, Вера, деда, я испеку вам печенье!».