О. Ф. Фазуллина, к. т. н., С. О. Смирнов, к. т. н., НИИ ПП и СПТ – филиал ФГБУН ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи
Обоснован выбор компонентов растительного и минерального происхождения для БАД к пище с учетом их способности корректировать обмен веществ в организме человека.
Кондитерская промышленность нуждается в биологически активных добавках, введение которых в рецептуру изделий (например, леденцовой карамели) при одновременном снижении сахаристости или использовании сахарозаменителей позволяет вырабатывать изделия, относящиеся к категории диетических профилактических или даже диетических лечебных.
Цель работы состояла в создании рецептур биологически активных добавок (БАД) к пище с потенциальными адаптогенными и антиоксидантными свойствами благодаря использованию компонентов растительного лекарственного сырья и мумиё. Объектами исследования стали мумиё (ВФС 42 – 3084-98) и разрешенные к применению лекарственные растения (ФС). Анализ содержания биологически активных веществ в сырье и готовых БАД выполнен в лаборатории метаболомного и протеомного анализа ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» методами высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ) на основе Руководства по методам контроля качества и безопасности БАД к пище (Р 4.1.1672 – 03) и ГОСТ Р 53185 – 2008.
В результате исследований была создана удобная в применении капсулированная форма БАД с использованием сухих экстрактов лекарственных растений и мумиё. Подбор компонентов БАД выполнялся с учетом сведений о химическом составе и фармакологическом действии на организм человека содержащихся в них биологически активных веществ (БАВ) [1 – 5, 9]. В состав разработанной БАД к пище включили мумиё очищенное (ВФС 42 – 3084-98) и лекарственные растения, представленные на рис. 1
Рис. 1. Лекарственные растения, включенные в состав БАД
Элеутерококк колючий (Eleutherocуccus senticуsus (Rupr. ex Maxim) Maxim) (ФС.2.5.0053.15) повышает устойчивость к стрессу, адаптогенные свойства организма, физическую и умственную работоспособность, внимание, аппетит, нормализует артериальное давление, усиливает остроту зрения и нормализует уровень сахара и гемоглобина в крови [5, 6, 10].
Родиола розовая (Rhodiola rosea L.) (ФС.2.5.0036.15) содержит органические и неорганические активные вещества, основное из которых – гликозид салидрозид, обеспечивающий иммунокорригирующее, стимулирующее, антибактериальное воздействие на организм человека [5, 6, 10].
Солодка (лакричный корень) (Glycyrrhiza glabra L.) (ФС 2.5.0040.15) снижает умственное напряжение, усиливает иммунитет, стрессоустойчивость, помогает бороться с аллергией и инфекциями. Обладает противовоспалительным действием и уменьшает сосудистую проницаемость. Очищает бронхолегочные пути [5, 6, 10].
Расторопша пятнистая (Silybum marianum (L.) Gaertn.) (Ф С 2.5.0035.15) обеспечивает защитное и восстанавливающее действие на мембраны клеток, активирующее рост новых клеток и синтез белковых молекул, увеличивающее выработку желчи и нейтрализующее действие ядовитых веществ. Силимарин (природная композиция биологически активных веществ, содержащихся в плодах расторопши) по антиоксидантному эффекту в 10 раз превосходит витамин E и многие другие антиоксиданты, такие как витамины A и C, селен [5, 6, 10].
Женьшень настоящий (Panax ginseng C. A. Mey) (ФС 2.5.0013.15) используют при лечении множества заболеваний. Лечит слабость и недомогание, вызванные переутомлением и тяжелым физическим трудом. Препараты на основе женьшеня укрепляют легкие и желудок, улучшают состояние сосудов и остроту зрения, повышают аппетит и работоспособность, избавляют от головных болей, головокружения, одышки, частых простуд, депрессии [5, 6, 10].
Высокое содержание жизненно важных макро- и микроэлементов в мумиё позволяет рассматривать его в качестве их естественных концентраторов и биологически доступных источников для коррекции и профилактики нарушений микроэлементного обмена при различных заболеваниях [2, 3, 5, 9].
Из приведенных характеристик следует, что включение указанных компонентов в состав БАД обеспечит потенциальные тонизирующие, адаптогенные, гепатопротекторные и антиоксидантные свойства.
Научное обоснование использования лекарственных растений и мумиё в составе БАД в качестве источников биологически активных соединений базируется на расчетных данных, полученных по их ориентировочному поступлению с суточным рационом (методические рекомендации МР 2.3.1.1915 – 04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ»; МР 2.3.1.2432 – 08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации»).
В составе суточной порции БАД содержание фармакологически активных соединений лекарственного растения должно составлять не более 50 – 60 % от разовой терапевтической дозы (РТД) при использовании данного растения в качестве лекарственного средства. При этом нижняя граница содержания этих соединений в БАД не должна быть менее 10 % от разовой терапевтической дозы. Такой подход обеспечивает присутствие в БАД важных для жизнедеятельности организма соединений и обеспечит безопасность по критерию содержания специфических фармакологически активных компонентов. Этот критерий является важнейшим ориентиром при решении вопроса о дозе конкретного БАВ в составе БАД [5, 6, 8].
В состав БАД включены мумиё и лекарственные растения, фармакологические свойства которых доказаны и известны давно, используются в медицине в виде лекарственных сборов и для производства фармакопейных препаратов.
Для получения БАД использовали лекарственные растения в виде сухих экстрактов, так как такие препараты имеют самое высокое содержание БАВ из всех форм. Сухие растительные экстракты были выработаны на ООО «Казанский завод экстрактов» (Россия) вакуумной экстракцией с использованием в качестве экстрагента воды и этанола, представляют собой тонкодисперсные порошки со специфическим запахом [4]. Согласно единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза каждая партия экстрактов сопровождается протоколом, подтверждающим безопасность. Данные химических и микробиологических исследований сухих экстрактов, представленные в сертификатах анализа, свидетельствуют об их благополучии. Многокомпонентность состава разработанной БАД определила необходимость подтверждения безопасности и подлинности. Содержание биологически активных веществ в сырье (сухих экстрактах) и опытном образце БАД к пище приведено в табл. 1.
Таблица 1. Содержание БАВ в сырье и опытном образце БАД к пище
Как показали исследования, разработанные БАД могут являться источником следующих биологически активных веществ: глицирризиновой кислоты (солодка голая), салидрозида (родиола розовая), элеутерозида (элеутерококк колючий), флаволигнана (расторопша пятнистая), гинсенозида (женьшень обыкновенный).
Проведенные исследования позволяют оценивать разработанные БАД с точки зрения обеспечения поступления биологически активных веществ на уровнях, сопоставимых с рекомендуемыми адекватными уровнями суточного потребления согласно приложению 5 к Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Содержание экстрактов в рецептуре БАД можно варьировать в пределах допустимых значений содержания биологически активных веществ в готовом продукте. Для этого были рассчитаны границы варьирования ввода экстрактов в рецептуру по значениям адекватного уровня потребления (АУП) конкретных биологически активных веществ (Методические рекомендации МР 2.3.1.1915 – 04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ») и по их фактическому содержанию в экстрактах (табл. 2).
Таблица 2. Границы варьирования содержания экстрактов в рецептурах БАД с учетом адекватного уровня потребления (на один прием)
С использованием данных были разработаны пять рецептур БАД с различными комбинациями биологически активных веществ (табл. 3 – 5).
Состав рекомендуемых БАД иллюстрируют диаграммы, представленные на рис. 2. Три компонента рецептуры: родиола, солодка, мумиё – имеют наибольшее содержание (19,5 – 44,6 %). Элеутерококк, расторопша и женьшень содержатся в меньших количествах (1,4 – 4 %).
Расчет количества каждого сухого экстракта выполнен с учетом содержания в них биологически активных веществ, их рекомендуемого суточного потребления и разовой терапевтической дозы в пересчете на действующие вещества (Методические рекомендации МР 2.3.1.1915 – 04 «Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ»). В дальнейших технологических и доклинических исследованиях использовали рецептуру БАД № 5 (см. рис. 2, д и табл. 6).
Как видно из табл. 7, выполнено требование к содержанию биологически активных веществ в разработанной БАД к пище в промежутке 10 – 50 % от разовой терапевтической дозы.
Полученные результаты исследования позволят расширить ассортимент отечественных БАД к пище из природного сырья с ожидаемым адаптогенным, антиоксидантным, гепатопротекторным действием, так как наличие биологически активных веществ позволяет оценить обеспечение их поступления на уровнях, сопоставимых с рекомендуемыми адекватными уровнями суточного потребления.
ЛИТЕРАТУРА
1. МУК 2.3.2.721 – 98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище: Методич. указ. (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 15.10.1998).
2. Неумывакин И. П. Мумие: мифы и реальность / И. П. Неумывакин. – Спб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2009. – 128 с.
3. Новиков В. С. Функциональное питание человека при экстремальных воздействиях / В. С. Новиков, В. Н. Каркищенко, Е. Б. Шустов. – Спб.: Политехника-принт, 2017. – 346 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.scbmt.ru/mag/fpekstrem.pdf.
4. ООО «Казанский завод экстрактов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://extract.market
5. Петров В. И. Российская энциклопедия биологически активных добавок / В. И. Петров, А. А. Спасова. –
М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 1056 с.
6. MP 2.3.1.1915 – 04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ: Методич. рекоменд. (утв. Роспотребнадзором 02.07.2004; ввод в действие с 02.07.2004). – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. – 2004. – 28 с.
7. Третьяк Л. Н. Обоснование компонентного состава напитков антистрессовой напрвленности / Л. Н. Третьяк, А. М. Мусина // Мат. VIII Межд. студенческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум. – URL: http://www.scienceforum.ru.
8. Тутельян В. А. Современные подходы к обеспечению качества и безопасности биологически активных добавок к пище в Российской Федерации / В. А. Тутельян, Б. П Суханов // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2009. – № 1. – C. 12 – 19.
9. Фролова Л. Н. Химический состав мумие: Обзор / Л. Н. Фролова, Т. Л. Киселева, В. Г. Кукес // Акт. вопр. Традиц. медицины и фармакотерапии. – М., 1995. – С. 136 – 142.
10. Энциклопедия лекарственных растений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://herbalpedia.ru.